[28-12-2009 16:55]Уважаемые посетители! Предлагаем Вашему вниманию отчет о концерте группы АЛИСА, который прошел 27 декабря в московском клубе "1rock".
Уже второй год подряд Константин Евгеньевич Кинчев решает отпраздновать свой День Рождения не дома с тортиком, а на сцене. В прошлом году чести поздравить лидера АЛИСЫ с праздником удостоилась только Москва, где прошли два концерта в СДК МАИ. В 2009 году к поздравлениям подключилась еще и северная столица. 25 (как раз в свой 51-й День Рождения) и 26 декабря в питерском клубе "Зал ожидания" выступил Кинчев и Ко. Эти концерты были примечательны еще тем, что АЛИСА в клубах Санкт-Петербурга до этого не играла с 2004 года. А 27 декабря АЛИСЫ выступила в московском концертном клубе "1rock" с программой "Гуляем третий день" (напомню еще раз, что День Рождения у Кинчева приходится на Католическое Рождество - на 25 декабря). Об этом концерте и пойдет речь.
"1rock" для АЛИСЫ - площадка уже привычная - в феврале нынешнего года группа здесь уже играла 2 концерта с мистическими названиями "В Тень!" (22 февраля) и "Из Тени!" (23 февраля). Тогда, на первом концерте творились довольно страшные вещи - в зале был небывалый аншлаг и, следовательно, небывалая давка. Но за 10 месяцев (с февраля по декабрь) в клубе произошли радикальные перемены: из зала вынесли все столики и диваны, стоявшие ранее по периметру площадки. Пространства в зале, естественно, стало больше.
Начало концерта было обещано в 19.00. Запуск зрителей начали за 2 часа до этого. И уже к этому времени очередь вдоль клуба выстроилась на несколько десятков метров. И с каждой минутой она увеличивалась. Милиции в этот раз невообразимо много для клубного концерта. Были милиционеры как снаружи, так и внутри здания. Я попал в клуб где-то в 19.20. (концерт еще к этому времени не начался). Было два кордона с осмотром: один на входе, где ощупывали с головы до ног; второй был расположен у подножья большой лестницы, ведущей на 2 этаж к концертному помещению. Кстати, сдать вещи в гардероб на первом этаже уже не успел (все там было заполнено); пришлось идти в подвал, где в малом концертном зале клуба был устроен дополнительный гардероб. Хоть и пришёл я довольно поздно, но в зале удалось занять очень неплохие места рядом с барной стойкой справа от сцены. С этого места было хорошо видно сцену и всех музыкантов группы (кроме клавишника Дмитрия "Ослика" Парфенова, которого закрывали огромные колонки). При практически полном отсутствии рекламы концерта АЛИСЕ удалось собрать полный аншлаг в клубе! Был заполнен не только танцпол, но и 2 яруса балкона. Народ вовсю звал АЛИСУ на сцену, но та выходить не торопилась. В 19.50. в зале раздался голос, попросивший минуточку внимания. Голос сообщил, что в связи с недавней трагедией в Перми использование любой пиротехники в клубе запрещено (в том числе и использование фаеров; хотя можно подумать, что раньше как будто всё было разрешено). Так же голос поведал публике где в зале находятся запасные выходы. Оказалось, что в клубе их аж целых 3. Музыканты же вышли на сцену с задержкой ровно на 1 час - в 20.00.
1. "Стать Севера"
Сначала пошло небольшое инструментальное "интро", во время которого музыканты разбирались со своими инструментами. Но вот на сцену выходит Кинчев, и начинается "Стать Севера". Сразу мне вспомнились летние фестивальные выступления АЛИСЫ 2007 года ("День России" на Красной площади и "Крылья" в Тушино). Там было такое же начало: "интро" и "Стать Севера" за ним. Сразу почувствовалось, что вентиляция в зале не работала совершенно. Было очень жарко, и временами было нечем дышать (хотя никаких фаеров на концерте и не жгли). Не думаю, что это ощущали артисты, т.к. перед каждым участником ансамбля на сцене стояло по огромному вентилятору. После "Стати Севера" лидер АЛИСЫ поздоровался своим коронным: "Добрый вечер!".
2. "Вот так"
Концерт можно разделить на 2 части: первая, с привычным для всех заезженным репертуаром, и вторая, с редко играемыми композициями. Мне, конечно, была интересней больше вторая часть, но и первую тоже был рад послушать. Я на выезды за АЛИСОЙ по стране не езжу, т.к. слышу эти песни и не так часто, как некоторые. Существует только одна песня, которая мне действительно надоела, но об этом позже. А пока "Вот так"! Константин Евгеньевич говорил в интервью, что именно эту песню ему нравится больше всего петь живьем с крайнего альбома АЛИСЫ "Пульс Хранителя дверей лабиринта". Фразу "Мы вообще такие как есть" пропели, конечно же, зрители. Уже стало как-то непривычно видеть исполнение этой песни без зажжения в зале фаеров.
3. "Пересмотри"
Еще одна композиция с "Пульса Хранителя дверей лабиринта". И, наверно, самая популярная у фанатов группы за счет своей необычности. Зал ходит ходуном, под припевы рядом со мной разворачивается слэм. После последнего припева Кинчев добавил: "И это насовсем".
4. "Аэробика"
В уходящем году АЛИСА с размахом отметила 20-летие своего культового альбома "Шестой лесничий". Были большие концерты в нескольких городах. Для ностальгирующих зрителей Кинчев и подарил два следующих номера программы. Но редкостями эти две песни назвать нельзя, т.к. исполняются на концертах очень часто.
5. "Тоталитарный рэп"
И вот, второй номер с "Шестого лесничего". Сколько раз уже слышу эту песню на концертах (а именно в десятый раз), но можно по пальцам пересчитать, когда Кинчев в ней не забывал слова или не сбивался. На этот раз фронтмэн АЛИСЫ перепутал местами куплеты, и часть одного из куплетов пропел два раза.
6. "Смутные дни"
Лично у меня именно на этой песне было самое сильно напряжение за вечер. Ибо и два года назад в "Б1 Maximum" началась бойня с охраной из-за поджога фаеров, и в мае 2009 в Горбушке произошли первые столкновения с байкерами именно под "Смутные дни". Здесь же, слава Богу, никто ничего не поджигал.
7. "Инок, воин и шут"
Без традиционной патриотической связки, конечно же, концерт обойтись не мог. Тут же откуда-то появляется куча с людей с разными флагами в зале.
8. "Небо славян"
Между песнями, время от времени, зрители пытались поздравить Кинчева и барабанщика АЛИСЫ Андрея Вдовиченко (а у него День Рождения тоже 25 декабря) с праздником. Подарили артисту несколько букетов. Перед сценой, кстати, стояло заграждение, чтобы народ не вылезал на сцену и не мешал группе. Между сценой и заграждением, что удивительно, курсировали не местные охранники, а милиционеры. Для клубных концертов это очень необычно.
9. "Мое поколение"
Под конец песни на сцену полетело несколько шарфов. Один Кинчев заткнул себе за пояс и отплясывал с ним до конца концерта, другой надел на шею самому старшему участнику группы - 56-летнему гитаристу Игорю Романову, третий накинул на другого гитариста Евгения Левина. Тут же на сцену полетел еще одна "роза". Её уже Левин надел на Кинчева.
10. "Ко мне"
Именно песней "Ко мне" закончилась первая часть концерта, в которой исполнялись, так называемые "бояны".
11. "Мама"
Самая ранняя патриотическая песня Кинчева. Была написана аж в 1992 году, когда написания "Моей светлой Руси" и "Неба славян" было еще 8 лет. И начала "Мама" с тех пор исполняться практически на каждом концерте. И, видимо, Кинчеву в конце концов петь её надоело и из программы "Маму" вычеркнули. Последний раз она была спета зимой 2006 года в московском СДК МАИ (горжусь, что был на том концерте). Но в честь Дня Рождения песню было решено вспомнить. Прозвучала она, как и в последние годы своего исполнения, в варианте "полу-караоке". Первые два куплета пелись зрителями под наигрывание гитары Левина. А Кинчев показывал практически театр для глухонемых. В середине песни он наконец-то вступил в свои обязанности вокалиста. В предпоследнем куплете дал зрителям спеть строчку "Сосунки-щенки, нам ли мамку спасть?", после чего добавил: "Да только нам и спасать!". Последний куплет опять полностью был отдан фанатам, а в завершении, как мне показалось, Кинчев спел не "Ой, мама, мама, больно мне", а "Ой, мама, мама, боль на мне".
12. "Белая невеста"
Есть у АЛИСЫ такие альбомы, песни с которых на обычных концертах группы не играются вообще. Одной из таких пластинок является "Черная метка". Этот альбом был выпущен в 1994 году и посвящался погибшему годом ранее гитаристу АЛИСЫ Игорю Чумычкину. Альбом очень концептуальный, рассказывающий нам о вреде наркотиков. При исполнении "Белой невесты" мне вспомнился замечательный светлый клип на эту песню, где Кинчев, бас-гитарист Петр Самойлов, и бывший гитарист группы Андрей Шаталин бегут вприпрыжку по травке...
13. "Плач"
За год до "Черной метки", еще при жизни Чумычкина, вышел сказочный альбом "Для тех, кто свалился с Луны". Этот альбом был для той АЛИСЫ очень нетипичен. "Плач" - безусловно, одна из лучших песен альбома. Очень жаль, что так редко поётся на концертах. В конце было длинное соло от Игоря Романова. После песни Кинчев поблагодарил публику и сказал: "Чума всегда с нами!".
14. "По барабану"
А эта песня стала самым большим сюрпризом для меня! Я до концерта внимательно изучил трек-листы концертов в питерском "Зале ожидания", поэтому примерно представлял, что ожидать в "1rocke". Но "По барабану" в Питере не исполняли! Поэтому, она была очень неожиданна. "По барабану", кстати, единственная песня вечера, которую я до этого живьем еще не слышал. "По барабану" - это такой манифест с альбома "Солнцеворот":
"А если тебе не по сердцу мой путь,
Выбери свой или выбери с кем,
А не по барабану вся эта муть,
Я не червонец, чтобы нравиться всем!"
Очень символично смотрелась эта песня в Москве, если учитывать недавний конфликт между Кинчевым и московской основой алисаманов.
15. "Рок-н-ролл"
Шуточная песенка, написанная как некий ответ Юрию Юлиановичу Шевчуку на его песню "Мама, это рок-н-ролл". Перед третьим куплетом, где идет перечисление фамилий музыкантов, Кинчев заметил: "А теперь посчитаем". Конечную фразу "Не помню точно, но кто-то сказал будто рок-н-ролл - это он" Константин Евгеньевич спел, пародируя Шевчука.
16. "Все это рок-н-ролл"
Один из главных гимнов АЛИСЫ. Песня, который знает любой маломальский любитель отечественной рок-музыки. Очень интересные бэк-вокальные партии выдавал басист Петр Самойлов, пев то фальцетом, то грубым басом. После песни 5 участников группы сцену покинуло, остался только еще один юбиляр - барабанщик Андрей Вдовиченко, который начал выдавать своё соло. В который раз прихожу к мнению, что Вдовиченко - лучший барабанщик в России. Его соло каждый раз отличаются друг от друга, но каждый раз оно проходит с небывалой мощью и полной выкладкой со стороны ударника. В середине барабанного соло на сцену выбежал Левин с огромным бубном и начал подыгрывать своему коллеге.
17. "Красное на черном"
По традиции после соло звучит эта песня. Вот она - та единственная, что мне надоела Но группу очень прёт её играть, поэтому ни один сольник без неё не обходится. И 20 лет назад эта композиция была актуальна, и сейчас актуальна как никогда.
18. "Рок-н-ролл - это не работа"
Многие артисты, выступая, любят заигрывать с публикой, например: "Москва, как нас слышно?" или "Урюпинск, подпевай!". Кинчев этим никогда не отличался. У него для этого есть песня "Рок-н-ролл -это не работа", где первые строки первого куплета таковы:
Я сижу на стуле
В Омске или Туле
И вот, вместо Омска, обычно вставляется название того города, где играет группа. Вчера в "1rocke" прозвучало: "Дома или в Туле". Всею песню, Кинчев, кстати, пропел с шутовском колпаке, который ему кинули из зала и с этим самым огромным бубном в руках, который ему вынес Левин. Второй куплет, как известно, имеет две интерпретации. 27 декабря прозвучали стандартные "альбомные" слова. В клавишном соло Кинчев давал микрофон попеть Ослику, который кричал, что-то наподобие "Это ни х*я не работа! Не работа!". В конце два припева Константин Евгеньевич давал пропеть залу. В целом, одна из самых сильных песен вечера.
19. "Кибитка"
Еще одна из самых красивых песен с "Для тех, кто свалился с Луны". Очень удачно был выстроен трек-лист. Понятно, что в конце уже должны звучать спокойные мелодичные баллады. "Кибитка" в это определение вписывается на 100%.
20. "Все, что я хочу"
Концовка основной программы - стандартна. Тоже довольно часто играемая песня. Для полной картины с "Пульса Хранителя дверей лабиринта" не хватало еще песни "Апрель". Кинчев сказал: "Спасибо! Всех с наступающим Новым годом!" и покинул сцену. Кто-то потянулся к выходу, а кто-то (таких, естественно, большинство) начали звать группа "на бис". Долго этого делать не пришлось. Вышла группа, оба юбиляра (Кинчев и Вдовиченко) были в колпаках Дедов Морозов.
21. "Энергия"
Еще один большущий раритет. Правда, его тоже уже слышал на прошлогодних декабрьских концертах, но все равно, был очень рад услышать. Новая панковская аранжировка меня очень радует. Песня актуальная для Кинчева на протяжении всей его жизни:
Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой,
Я там чужой, и здесь чужой.
22. "Мы вместе"
Вполне логичное заключение концерта. Главный гимн группы. Кинчев в очередной раз всех поблагодарил, сказал, что увидимся в следующем году. Группа скрылась за кулисами, уже окончательно.
Народ потянулся к выходу. Особой давки и толкучки не ощущалось. Приятно было видеть после концерта столько радостных лиц.
Общие впечатления: концерт очень понравился, в этом году, чуть ли не лучший у АЛИСЫ, на котором я был. Прекрасное настроение группы передалось публике. Жаль только не спели, некоторые раритеты, которые играли в Питере 25 и 26 декабря: например, "Ямщика" на стихи Высоцкого; "Эй, ты, там, на том берегу", "Атеиста"... Клубу спасибо за уютную атмосферу и хорошую организацию!