[21-09-2010 16:30]Уважаемые посетители! Предлагаем вашему вниманию отчёт о концерте Melchior Liboà и группы "Моя Мишель", который состоялся 16 сентября в московском клубе "Китайский Летчик Джао Да"
К текущему 2010 году вы уже слышали музыку стиля «рок» во многих, если не во всех, ее проявлениях. За последние двадцать лет мы смогли увидеть ближе, чем думалось, иностранные рок-группы, на которых выросло не одно поколение. Лицезреть становление своих, отечественных «монстров рока». Те, кто увлеченно следил за изменениями в музыкальной среде, заметили появление независимых групп и музыкантов (то, что на Западе принято выражать словом «indie»). Эта культура еще не прочно вошла даже в среду московских клубов, в то время как в Европе и США активно развиваются как независимые выпускающие лейблы и студии, так и независимые музыканты. И это далеко не всегда «гаражный» уровень звука, а в текстах «песня о своем». Посмотреть на иностранный пример сольного свободного творчества можно было одним осенним вечером в небольшом, но очень свободолюбивом, клубе «Китайский Летчик Джао Да».
Мелькиор Лебоа (Melchior Liboà), французский музыкант, стал известным не только у себя на родине во Франции, но и в России, в которую он приезжает не в первый раз. Был и франко-русский проект «Ностальгия» («Nostalgie») в 2006 году, и целое свидание с Россией («Rendez-vous avec Russie») в 2007. За эти годы его успела узнать публика не только Москвы и Петербурга, но и других городов нашего отечества. Довольно редкий случай подобного «иностранного проникновения» без крупных PR-компаний, вложения денег и прочего «промоушена». Благодаря этому у него есть возможность лучше узнать Россию, в том числе и поиграть с несколькими музыкантами не только на одной сцене, но и совместно. Это выходит за рамки заграничных концертных туров, когда выступление ограничивается только лишь собственным творчеством. И если в девяностых и нулевых многие российские музыканты ездили за рубеж набраться иностранного опыта, то теперь просматривается обратная тенденция. Возможно, пришла пора, со времен Чайковского, русской музыке влиться в мировую традицию. И одним из первых волхвов, кто пришел на это «новорождение» можно считать Мелькиора, неспроста он является тезкой одного из Трех Царей, принесших дары на Рождество. Если продолжить евангельскую аналогию с именем музыканта, то «мельхиор» - это еще и сплав меди с никелем, названый так в честь того самого волхва французскими учеными. На этот раз в музыкальном плане Лебоа «сплавился» с группой «Моя Мишель» из Благовещенска. Как видите, очень много символичного можно увидеть в этом музыкальном событии. А если вспомнить игру «Марсель – Спартак», произошедшую накануне, где Спартак выиграл со счетом один ноль…
Символизм заметен и в самом творчестве Мелькиора, вероятно в числе прочего и с этим связан переход от рок-н-ролльной группы к сольному творчеству. Расширив таким образом собственное творческое пространство, он отдает прерогативу текстам, а не музыке. Схожие процессы произошли и с таким культурным явлением как «русский рок», что идейно их сближает. В остальном же традиции расходятся. Русскоязычным слушателям зачастую сложно понять французские тексты, преемственность и отличие от классического французского шансона и другие нюансы творчества Мелькиора. Как и ему сложно понять нашу музыкальную традицию, тексты на русском языке и, например, почему для нас важен конкурс «Евровидение» (по этому поводу был один из вопросов на пресс-конференции). Если рассматривать исключительно музыку, то и тут разночтений хватает. Наши музыканты не так давно стали экспериментировать со звуком и играть на хороших инструментах, что для Европы считается в порядке вещей. Если вы сходите на концерт Мелькиора Лебоа, то сможете воочию оценить, как он одновременно играет на гитаре и губной гармошке, использует «бандолину» (помесь банджо и мандолины) и даже не гнушается использовать «минусовку» с мобильного телефона для песни. Его основным инструментом является легендарная винтажная гитара Gretsch 6120. Нам пока сложно понять, как мог оказаться подобный инструмент у простого шансонье, но именно так появляется «фирменный» звук, которого ищет каждый музыкант. В целом – Мелькиор Лебоа очень интересный французский музыкант. Он живой, во всех смыслах этого слова. А если вы в школе учили французский, то вам непременно стоит познакомиться с его творческой вселенной.
Живыми являются и его соседи по сцене – группа «Моя Мишель». Российская группа, играющая мелодичный рок в традициях Cardigans и Cranberries. На совместных с Мелькиором песнях вокал солистки «Моя Мишель» Татьяны Ткачук уравновешивал брутальную мужскую составляющую, а музыканты добавляли легкость в тяжелые по смыслу французские песни. Как ни странно, «хедлайнером» был не иностранный гость, а отечественная группа. Эта перестановка связана не с тем, что больше пришло поклонников российской группы и не с «имиджем выступления», просто в начале концерта люди готовы слушать и внимать, а ближе к концу можно и потанцевать. Настроение и музыка способствовали, чего не скажешь о помещении, где после сидячего прослушивания французских песен пришлось освобождать проходы от стульев.
В этот вечер на сцене были разные музыканты, но у них было как минимум одно общее – качество материала. Не впадая в дискуссии о смысле и силе текстов и виртуозности исполнения можно с уверенностью сказать, что сейчас есть возможность слушать качественно сделанную, как в студии, так и в живую, музыку. Группа «Моя Мишель» и французский шансонье Melchior Liboà яркий тому пример. Мелькиор в данный момент едет по стране и даст несколько концертов: в Архангельске (18 и 20 сентября), в Ижевске (23 и 24 сентября), в Кирове (25 и 26 сентября), Санкт-Петербурге (28 и 29 сентября). Завершающий концерт тура состоится спустя ровно две недели после вышеописанного концерта в московском клубе «Точка», в четверг 30 сентября. А группа «Моя Мишель» живет в России и попасть на их концерт будет несколько легче. Следите за анонсами.