[19-11-2012 12:40]Уважаемые посетители rRock.ru! Вашему вниманию предлагается отчёт с презентации альбома "Саботаж" группы Алиса, которая состоялась 17 ноября 2012 года в столичном концертном зале "Stadium Live"!
Самая большая концертная площадка Москва – клуб "Stadium Live" – продолжает принимать к себе в гости отечественных рок-звёзд. За неделю здесь уже успели выступить Сплин с презентацией альбома "Обман зрения" и Ленинград, показавший новые песни с пластинки "Рыба". 17 ноября до "Stadium'а" со своей свежей работой "Саботаж" добралась группа Алиса.
Концертную версию альбома, вышедшего в конце сентября, уже успели услышать в Сибири, на Украине, а также ещё в нескольких городах (Воронеж, Тула и Казань). Москва была 11 городом, до которого докатился "Саботаж". Стоит отметить, что Алиса никогда не начинает презентации альбомов со столицы, всегда предпочитая обкатывать новую программу в других регионах. Форматы московских презентаций новых альбомов тоже меняются. Например, прошлогодний "20.12" показывали в Лужниках, а вышедший годом ранее "Ъ" в небольшом клубе "Arena Moscow". "Stadium Live", хоть и является клубом, но по своей вместимости (около 8000 зрителей) выигрывает и у Лужников, и у модного "Крокус сити холла" (до него Алиса ещё не добралась).
По организации концерт в "Stadium'е" можно назвать образцово-показательным. Никаких очередей в кассу или на входе; вежливые девушки-билетёрши, желающие хорошего концерта; быстрый, но в тоже время тщательный досмотр охранниками; профессиональные гардеробщики, бесплатно принимающие не только одежду, но и рюкзаки с сумками… Минусом можно назвать бесплатную раздачу на входе пачек сигарет от главного спонсора данного зала. Пускай девушки предварительно и интересовались у посетителей, курят ли те; всё равно это был перебор.
Собрать аншлаг Алисе, к сожалению, не удалось. Например, днём ранее на Ленинграде зрителей было в несколько раз больше. Кто-то это объясняет тем, что Алиса зачастила с концертами в столице (за 2012 год это уже четвёртый сольник, после двух выступлений в закрытом ныне "P!PL'е" и open-air'е в Зелёном театре), кто-то говорит, что часть зрителей не любит ходить на презентации альбомов, т.к. звучит мало старых песен. Можно долго гадать на эту тему, но и без аншлага зрителей в "Stadium'е" было достаточно много. При этом комфортно было всем: и тем, кто любит потолкаться в центре танцпола, и тем, кто желает спокойно посмотреть концерт, не опасаясь, что тебя затолкают или обольют пивом. Если частенько представителям второй категории зрителей приходится ютиться где-нибудь в конце зала, то в удобном "Stadium'е" можно было встать довольно близко от сцены и хорошо видеть всех музыкантов. Помогали и многочисленные экраны, на которых транслировалось действо на сцене. Экраны висели не только по краям огромной сцены клуба, но и возле каждой барной стойки.
Со временем начала концерта получилась путаница. На большей части билетов начало было назначено на 20:00, на другой части – на 21:00. На сайте же клуба было указано компромиссное 20:30. В результате начали в 20:50. Перед этим в течение пяти минут зрителей притягивали к сцене пускаемым дымом и завораживающей фоновой музыкой. Говорят, что последние минуты ожидания самые тяжёлые. "Вот-вот! Сейчас начнётся!" – уверял своего отца маленький мальчик, сидящий на плечах одного из зрителей.
Появившиеся вскоре на сцене музыканты Алисы, вызвали шквал аплодисментов и восторга. Первой песней была, открывающая и "Саботаж", композиция "День огня", музыку к которой вместе с Кинчевым написал клавишник группы Дмитрий Парфёнов по прозвищу "Ослик".
Трек-лист концерта был стандартным и ничем не отличался от прошлых концертов тура:
1. День огня *
2. Крах *
3. Вот так
4. Жги *
5. Кошмар *
6. Взрыв *
7. С ним *
8. Небо славян
9. Ангел *
10. Черви *
11. Работа
12. Чёрная полоса *
13. Сны *
14. Крик
+ барабанное соло
15. Красное на чёрном
16. Саботаж *
17. Рок *
18. Левша *
19. Нальём *
20. Песня без слов
21. Фавор
(* - песни с презентуемого альбома "Саботаж")
Следом за "Днём огня" следует хорошо знакомая москвичам песня "Крах". Её премьера состоялась ещё до выхода "Саботажа" – в феврале этого года незадолго до президентских выборов. Концерт, прошедший в клубе "P!PL" имел название "Время менять имена", и песня "Крах" со сточками "Нам дают понять, что мы пыль и ботва, а тем, кто не догнал, тем 282" или "Некто А и Б присосались к трубе, но если А закрыть, то крякнет и Б" подходила к посылу того выступления как никогда. Прошло несколько месяцев, а песня стала даже ещё актуальнее.
Альбом "Саботаж" примечателен тем, что в нём музыка ко многим песням написана не только Кинчевым, но и другими участниками группы. Если не брать хулиганский альбом "206 ч. 2" с песнями басиста Алисы Петра Самойлова, то такая ситуация была у группы, пожалуй, только один раз: на пластинке 1994 года "Чёрная метка" тоже были представлены песни почти всех участников рок-группы. Про "День огня" уже было сказано выше. Так же Ослик поработал над "Ангелом" и "Роком". Музыку к "Краху" вместе с Кинчевым написал Самойлов. Есть на альбоме песни и гитаристов группы: Игоря Романова ("Кошмар" и "Чёрная полоса") и Евгения Левина ("Взрыв" и "Нальём").
Новые песни зрители встречали достаточно тепло, хотя и были видны люди, которые на новинках стояли с совершенно каменными лицами, показывая, что они слышат эти композиции впервые. На старых же хитах зал взрывался. В центре танцола время от времени вспыхивали красные и зелёные фаера. Никаких проблем с охраной у поджигателей не случилось, как это было, например, в 2007 году в клубе "Б1 Maximum", владельцами которого были те же люди, что и управляют "Stadium'ом".
После играемой на каждом концерте "Вот так" нон-стопом прозвучало ещё четыре новинки: "Жги", "Кошмар", "Взрыв" и "С ним". Недоверчивым зрителям, любящим подмечать на концерте фонограмму, в "Stadium'е" было, где развернуться. На песне "Кошмар" в части припева живой голос Кинчева заменила "фонограмма". Такая "голосовая подкладка" использовалась Алисой и раньше. На прошлом альбоме "20.12" подобную "фонограмму" можно было услышать в песнях "20.12" или "Капля солнца". Так же на концерте активно пел и Пётр Самойлов. В новом альбоме его голос можно услышать в песнях "Крах", "Черви" и "Нальём".
Строчки про "Русскую Голгофу" из песни "С ним" в зале встретили фаерами и поднятыми имперскими флагами. Логическим продолжением этой песни стало исполнение гимна "Небо славян".
Концерт активно записывался на видео. На сцене можно было заметить известного режиссёра Олега Флянгольца с камерой, который сейчас занят подготовкой к выпуску в следующем году документального фильма, посвящённого 30-летию Алисы. Олег весь 2012 год ездит с Алисой по стране и ведёт съёмки концертов. Также в "Stadium'е" можно было заметить радиоуправляемый вертолёт, который тоже, как и на летнем концерте в Зелёном театре, вёл съёмку действа на сцене. Такие инновационные способы съёмки концертов ещё больше подогревают интерес к документальному фильму Флянгольца.
На песне "Сны" Кинчев забыл вступить в нужном месте, и композицию пришлось переигрывать заново. А в середине песни лидер Алисы вступился за одного из зрителей в первом ряду, который вступил в конфликт то ли с охраной, то ли с рядом стоявшими единомышленниками. На последующем "Крике" на сцену напустили столько дыма, что Константина Евгеньевича было очень плохо видно.
В отличие от презентации "20.12" на концерте в "Stadium'е" не было никаких видеоэффектов. Зато световое представление было на высшем уровне. Словосочетания "концерт Алисы" и "отличные световые эффекты" уже давно стали синонимами.
После традиционного барабанного соло Алиса вернулась на сцену с песней "Красное на чёрном". Эта композиция стала единственным номером группы (если не считать цоевскую "Песню без слов") из 80-х годов. Не было даже "Моего поколения", которое в связке с "Небом славян" играется уже много лет. Думается, что "алисаманы", любящие "старую Алису", ушли с этого концерта несколько разочарованными. Такого сюрприза, как на недавней презентации "Саботажа" в Киеве, когда из-за сломанного барабана Кинчев незапланированно спел "Сумерки", в российской столице не случилось.
После "Красного на чёрном" прозвучали неожиданно попавший в ротацию "Нашего радио" "Саботаж" и песня "Рок". Обе эти композиции, как и "Крах", уже игрались на московских концертах. А вот песня "Левша", хоть и была написана раньше других вещей с "Саботажа" (ещё в 2003 году), прозвучала в стенах столичных концертных залов впервые. Её, кстати, зрители встречали лучше, чем другие новинки.
Закончилась основная часть концерта, как и сам альбом "Саботаж", песней "Нальём". Во время вокальной партии Самойлова, Кинчев подбегал к басисту и корчил рядом с ним рожи, показывая залу язык. После неё Кинчев поблагодарил "Москву дорогую" и пригласил всех прийти на следующий концерт Алисы, который состоится 30 декабря. Название программы довольно интригующее – "… в лесу она росла". Правда, на какой площадке состоится сей праздник, пока не известно. По традиции, это должен был быть "P!PL". Но после рейдерского захвата этого клуба, теперь вопрос о месте проведения новогоднего концерта повис в воздухе.
После непродолжительной паузы музыканты Алисы вышли и сыграли ещё два номера: "Песню без слов" и "Фавор". "Спасибо Вам! Спасибо...!" – начал Кинчев после "Песни без слов", и зал продолжил, прокричав: "… Цою!". В год 50-летия лидера группы Кино, это выглядело довольно символично.
Санд, специально для rRock.ru