[28-02-2016 17:56]Уважаемые посетители rRock.ru! Вашему вниманию предлагается отчёт о концерте группы ЧайФ с программой "Зимняя акустика. Теория струн", который состоялся 27 февраля 2016 года в московском концертном зале "Крокус сити холл"!
В далёком 1997 году в своём родном Екатеринбурге группа ЧайФ сыграла первый концерт, получивший незамысловатое название "Зимняя акустика". Музыканты легендарного коллектива захотели немного пошалить и придумали для акустического выступления определённую тему, подобрали к ней подходящий репертуар, включающий море редких песен, сделали соответствующие декорации и надели необычные костюмы. Т.е. мероприятие превратилось в своеобразную театральную постановку, пускай и без какого-то сюжета, но с понятной концепцией. Участников ЧайФа и их екатеринбургских поклонников так захватила идея "Зимней акустики", что подобные концерты стали ежегодной акцией – естественно, каждый раз с новой тематикой. За девятнадцатилетнюю историю "Зимней акустики" куда только ЧайФов не заводила их фантазия: от пляжа на Ямайке до космоса, от французского кабаре до музея мирового рок-н-ролла… Креативность Владимира Шахрина и его друзей не знала границ.
В 2016 году ЧайФ решил осуществить то, что многие коллеги по рок-цеху делали уже не раз – сыграть с оркестром. В жизни группы было много экспериментов, в том числе и работа с ансамблем народной музыки "Изумруд", вылившаяся в несколько концертов и альбом "Изумрудные хиты". Но коллаборация с оркестром у ЧайФа не клеилась. В том числе и потому, что группа не могла отыскать человека, разбирающегося в творчестве ЧайФа, который напишет грамотную оркестровку. И, наконец, такой профессионал нашёлся. Им стал председатель Союза композиторов Свердловской области и основатель рок-группы Урфин Джюс Александр Пантыкин, имеющий гордое звание "дедушки уральского рока". Пантыкин провёл кропотливую работу, в результате которой ЧайФ и Оркестр Союза композиторов подготовили полноценную программу под названием "Теория струн". Как объяснял Шахрин, в мире существует несколько концепций создания вселенной, среди которых выделяются теория большого взрыва и теория струн. Своим концертом "Теория струн" ЧайФы захотели создать свою собственную маленькую гармоничную вселенную.
20 февраля "Теория струн" была показана в Екатеринбурге, а ровно через неделю – 27 февраля – ЧайФов и оркестр встречала Москва. Ведь после многих лет существования "Зимней акустики" только как сугубо уральской темы, другие регионы, и в первую очередь Москва, возмутились: "Почему такие уникальные акустически концерты не проходят у нас?". И с середины 2000-х годов ЧайФ начал экспортировать "Зимнюю акустику" в столицу. В некоторые годы к списку городов присоединялись Санкт-Петербург, Киев… В 2011 году "Зимнюю акустику" с названием "Снежные сны" даже провезли большим туром по двадцати российским городам.
Московский концерт 2016 года прошёл в уже привычном для ЧайФа зале "Крокус сити холл", где группа играет "Зимнюю акустику" на протяжении последних шести лет. За два года (в 2015 году "Зимней акустики" не было, т.к. музыканты готовились к масштабному юбилейному туру "Рождённый в Свердловске") многочисленные столичные почитатели ЧайФа явно соскучились по акустическому формату выступлений, и "Крокус" оказался заполнен почти на 100%. Даже отсутствие танцевального партера не сломило позитивного настроя публики – весь вечер зрительский хор был слышен чуть ли не громче, чем вокал Владимира Шахрина. Многие фанаты с трудом могли усидеть в мягких креслах (как и сами артисты, которые на акустике обычно играют сидя), поэтому ближе к концу мероприятия часть зрителей плясала в проходах между рядами.
Концерты под вывеской "Зимняя акустика" нередко имеют концептуальное начало. Так было и на этот раз: открылся занавес и уже находящиеся на сцене музыканты группы ЧайФ (Владимир Шахрин – гитара, вокал; Владимир Бегунов – гитара, вокал; Валерий Северин – барабаны; Вячеслав Двинин – бас-гитара) и участники Оркестра Союза композиторов без всяких слов и приветствий заиграли небольшую увертюру, перешедшую в старинную грустную песню "Мой блюз". "Здравствуйте, родные!" – не оставил публику без своей коронной фразы лидер ЧайФа. Пожелав зрителям возвращаться в те места, где их любят и ждут, Шахрин спел композицию "Давай вернёмся" (она же "Про бухло"), по словам музыканта, входящую в цикл "времена года" (из-за актуального куплета: "Что-то мне как-то не так; Наверно, пришел февраль. О том, что ветры дуют в феврале; Мне когда-то сказал букварь"). Сразу стоит отметить, что струнный оркестр прекрасно вписался в музыкальный минимализм уральской четвёрки. Казалось, что песни ЧайФа и должны были так звучать на протяжении всех тридцати лет существования группы.
В первом блоке концерта, сыгранном при поддержке оркестра, и дальше, за редким исключением, преобладало минорное настроение. Песню "Кто-то хитрый", последовавшую за мощной "Завяжи мне глаза", Шахрин посвятил тем людям, которые пришли в "Крокус" со своим потомством (таких было не мало). "Родители нам доверяют, что мы их детей плохому не научим!" – порадовался лидер ЧайФа, заметив, что и многих друзей группы, заходивших перед концертом в гримёрку, сопровождали дети.
Под ностальгические номера "Время не ждёт" ("Песня о дружбе" © Владимир Шахрин) и "Ковбои" на экране показывались архивные видеокадры с отечественными рок-героями: от Виктора Цоя и Майка Науменко до Константина Кинчева и Андрея Макаревича. "Время не ждёт", кстати, стала единственной песней этого блока концерта, выпущенной в XXI веке – в 2001 году на одноимённом альбоме. В остальном же это были композиции из 80-х или 90-х годов, т.е. из того времени, когда ЧайФ упорным трудом зарабатывал себе известность и популярность.
По сравнению с предыдущими не самыми весёлыми песнями, с противоположным настроем прозвучала композиция "Четверо парней", исполнение которой Владимир Шахрин посвятил своему школьному выпускному, прошедшему ровно 40 лет назад. Ведь именно тогда, в 1976 году, Шахрин и его верный друг Владимир Бегунов в первый раз сыграли вместе на гитарах в школьном ансамбле. "Мы скоро научимся играть на гитарах!" – спустя 40 лет после этого знаменательного события пообещал весельчак Бегунов.
Отпустив на некоторое время Оркестр Союза композиторов за кулисы, музыканты ЧайФа пригласили на сцену Александра Пантыкина, без которого "Теории струн" точно бы не случилось. Обменявшись с Пантыкином взаимными комплементами и отправив "дедушку уральского рока" к своим "подчинённым" оркестрантам, главные герои вечера перешли к чуть более позитивной программе. Стартовал этот блок со знаменитого "Внепланового концерта". В конце песни Владимир Шахрин находившимся в "Крокусе" иностранцам доказал, почему русские люди, так любят музыку регги, спев на всё тот же мотив народную "Ой, люшеньки".
"Я всегда любил "Зимнюю акустику" за то, что здесь можно выгуливать старые песни" – признался Шахрин, выудив "из шкафа" раритетную "Вместе теплей" с альбома 1987 года "Дерьмонтин". Такие не самые типичные для сегодняшнего ЧайФа песни какой-то частью зрителей были вообще не восприняты, но для многолетних фанатов группы исполнение "Вместе теплей" и ещё пары раритетов стало главным событием вечера. Также "Зимняя акустика" является и полигоном для показа новых песен. Правда, совсем свежих песен в "Крокус сити холле" не было, но несколько номеров с последней пластинки ЧайФа "Кино, вино и домино" 2013 года прозвучало. "Тук, в самом сердце тук" Шахрин адресовал всем влюблённым парам, находящимся в ссоре, а "Поменялся" Владимир Бегунов назвал "по-настоящему талантливой песней" (видимо, из-за того, что является автором музыки к этому номеру).
Следом за песней "За полшага", проиллюстрированной кадрами из сериала "Порода", ЧайФ на радость всего "Крокуса" исполнил композицию "Никто не услышит". Владимир Шахрин специально подчеркнул, что сделал это для тех зрителей, кто случайно попал в зал и знает из репертуара уральской четвёрки только три песни. Публика в партере и на балконе встретила шлягер множеством огоньков от экранов телефонов, фонариков и зажигалок. Для всех же скептиков лидер ЧайФа рассказал, что "Никто не услышит" ему никогда не надоедает петь (хотя он это и делает уже более 25 лет подряд), т.к. песня каждый раз подразумевает под собой разное содержание.
Песню "Хей-хей" Шахрин называл самой дурацкой композицией из репертуара ЧайФа, смысл которой он сам не понимает. "Она же про юбилей группы Агата Кристи!" – своими мыслями поделился Владимир Бегунов, весь вечер жёстко отвечавший тем зрителям, кто просил спеть ту или иную песню: "Не подсказывай артисту!". Одному горлопану гитарист ЧайФа посоветовал сходить в караоке-клуб, а другому заметил, что "давай" – это женское слово".
Во время "Шаляй-валяй" переодевшиеся и отдохнувшие участники Оркестра Союза композиторов вернулись на сцену. Тандем ЧайФ / Оркестр вспомнил песни из разных периодов истории уральцев. Из более позднего творчества прозвучали "А у нас как всегда" и "Про бобра и барабан". Последнюю, впервые сыгранную в Москве живьём, Шахрин обозвал "гимном российских логопедов" и посвятил тем, кто 27 февраля отмечал День рождения. Из раннего ЧайФ исполнил "Всему своё время", на которой лидер группы попросил всех представить будто бы вместе с ним на сцене стоит Настя Полева, а также одну из самых редких песен вечера "Дуля с маком". Этот "пионерский" номер, ещё в 1986 году являвшийся пародией, по словам Владимира Шахрина, сейчас воспринимается, как пародия на пародию. Кроме того, музыкант посмеялся над девушками из Оркестра, у которых округлились глаза, когда на репетиции те услышали текст "Дули с маком":
Сшила Нинка мне ошейник, дали мне кликуху Рекс,
Люблю я музыкальные журналы, а мне пофиг секс.
Спокойно ем столовские котлеты,
А тошнит меня лишь от вонючих эстетов.
На финал концерта ЧайФ оставил хоровые хиты: "17 лет", "Оранжевое настроение" с уже привычным ритуалом "опопопивония" (размахивания руками в такт музыки)… Песню "Аргентина – Ямайка 5:0" Шахрин и Бегунов адресовали хоккейному клубу из Екатеринбурга "Автомобилист", который за день до концерта проиграл с "неправильным счётом" 0:6. Фанаты ЧайФа же устроили флешмоб, раздав в партере маленькие флажки Аргентины и Ямайки.
В самом конце двухчасового праздника Владимир Шахрин рассказал, что после екатеринбургского концерта недельной давности в интернете появились комментарии зрителей, недовольных невыходом ЧайФа на бис. Музыкант объяснил, что уходить вместе с оркестром на пару минут за кулисы, а потом возвращаться – с технической стороны довольно сложное дело. Поэтому исполнение песни "Поплачь о нём" произошло как бы на бис, хотя артисты сцену так и не покидали. Публика, естественно, не хотела отпускать любимую группу, но зрителей ждали только коллективный поклон четвёрки музыкантов, Александра Пантыкина, Оркестра Союза композиторов, и закрытие занавеса.
14 апреля ЧайФ попытается доказать "Теорию струн" в Санкт-Петербурге (конечно, уже без приписки "Зимняя акустика"), а увидеть группу в Москве можно будет 24 июня на традиционном летнем open-air'е в саду "Эрмитаж", который будет посвящён Дню рождения Владимира Шахрина.
Точный трек-лист концерта:
1. Мой блюз *
2. Давай вернёмся *
3. Четверо парней *
4. Завяжи мне глаза *
5. Кто-то хитрый *
6. Время не ждёт *
7. Ковбои *
8. Внеплановый концерт
9. Вместе теплей
10. Тук, в самом сердце тук
11. За полшага
12. Никто не услышит
13. Поменялся
14. Хей-хей
15. Шаляй-валяй
16. А у нас как всегда *
17. Всему своё время *
18. Про бобра и барабан *
19. Дуля с маком *
20. Аргентина – Ямайка 5:0 *
21. 17 лет *
22. Оранжевое настроение *
23. Поплачь о нём *
(* - песни, исполненные при участии Оркестра Союза композиторов)
благодарим за предоставленные аккредитации Полину Колесникову (Мельница)
Санд, специально для rRock.ru
____________________________
отчёты о прошлых концертах группы ЧайФ:
19 сентября 2015 года - Воробьёвы горы - фестиваль "MegaFonLive"
25 июня 2015 года - Сад "Эрмитаж"
21 марта 2015 года - СК "Олимпийский"