[30-04-2017 12:25]Уважаемые посетители rRock.ru! Вашему вниманию предлагается отчёт о концерте группы Алиса, посвящённом 20-летнему юбилею альбома "Дурень", который состоялся 28 апреля 2017 года в московском клубе "Stadium"!
Для культовой отечественной рок-группы Алиса первая половина 90-е годов была далеко не самым простым временем в её истории. Находясь на пике известности и выпустив два знаковых альбома "Шабаш" и "Для тех, кто свалился с Луны", после гибели гитариста Игоря Чумычкина и ухода из группы клавишника Андрея Королёва Алиса на несколько месяцев фактически прекратила существование. Последующие пластинки "Чёрная метка" и "Jazz" кардинально отличались, как от всех предыдущих работ Алисы, так и друг от друга. Альбом-реквием по Чумычкину "Чёрная метка" стал наиболее тяжёлым и "злым" диском группы, "Jazz" же, состоящий из ранних "доалисовских" песен Константина Кинчева, наоборот, шокировал поклонников своей мягкостью и лиричностью. Алиса тогда подобно другим рок-группам переживала спад популярности, перебравшись с сольными концертами со стадионов в дома культуры или клубы, а сам Кинчев боролся с наркотической зависимостью.
На фоне этого сложного периода из-под пера Константина Кинчева выходили преимущественно очень светлые и лёгкие композиции. В 1997 году они стали основной для очередного альбома Алисы "Дурень". Спустя двадцать лет по уже доброй традиции группа решила отметить юбилей пластинки парой больших концертов в столицах.
Первыми окунуться в ту эпоху удалось алисаманам из Москвы. 28 апреля песни с "Дурня" прозвучали в гигант-клубе "Stadium". Несмотря на начало длинных выходных, в которые горожане предпочитают выезжать на дачи и в прочие места для отдыха, Алиса собрала достаточно много зрителей – больше, чем на предыдущих выступлениях в этом зале (а Алиса играла в "Stadium" уже в пятый раз). В Первопрестольную прибыло немало выездных фанатов из других городов и даже стран. Такой интерес понятен. Ведь почти все песни с юбилейного альбома давно не входят в стандартные концертные трек-листы Алисы, всегда предпочитающей знакомить зрителей с новым материалом. Так что данное выступление стало одной из двух уникальных возможностей услышать "Дурень" живьём от начала и до конца.
Из музыкантов, записывавших "Дурня", до сих пор в Алисе играют всего два человека: вокалист Константин Кинчев и бас-гитарист Пётр Самойлов, известный под прозвищем "Граф". Гитариста Александра Пономарёва практически сразу после выхода альбома заменил участник группы НЭП Евгений Лёвин, а на смену барабанщику Михаилу Нефёдову и второму гитаристу Андрею Шаталину в 2003 году пришли Андрей Вдовиченко и Игорь Романов из того же НЭПа. Плюс в 2000 году в Алисе появился клавишник Дмитрий "Ослик" Парфёнов. В этом неизменном на протяжении 13,5 лет составе из Кинчева, Самойлова, Лёвина, Ослика, Вдовиченко и Романова группа Алиса "взорвала" "Stadium".
Открыла концерт самая мрачная и, к сожалению, вечно актуальная песня "Печать зверя", которую Кинчев в каком-то давнишнем интервью называл увертюрой альбома "Дурень". Алиса не ставила перед собой задачи сыграть юбилейную пластинку в аутентичном для 1997 года звуке. Аранжировки и подача песен соответствовали формату нынешней Алисы. Например, утяжелённая версия "Печати зверя" напомнила по звучанию понравившийся Кинчеву индастриал-кавер на этот номер от группы Гевал. "Армия Алиса" встретила песню зажжёнными фаерами. Нетерпимая к пиротехнике охрана клуба вначале ещё как-то пыталась бороться с нарушителями, но, когда стал ясен масштаб "беспредела", служба безопасности "умыла руки". Поэтому фаера сопровождали почти каждую песню концерта.
За "Печатью зверя" Константин Кинчев, явно соскучившийся по сцене за 40-дневный Великий Пост, перешёл к блоку автобиографических песен. В номере "Всё решено" музыкант бросил клич "Пойдём за мной!", который многим зрителям в принципе был и не нужен – они и так следуют за Кинчевым не один год. Вообще в зале преобладала публика среднего возраста – те, кто слушает Алису с 90-х – начала 2000-х годов. На два часа эти люди вернулись в пору беззаботной юности. На концерте группы не важен возраст или социальный статус. Алисаманы, для которых "свобода" – главнейший жизненный принцип, прыгают, слэмятся, подпевают, конфликтуют с охраной, а иногда и друг с другом… Ведь как спел Кинчев в песне "Вот так":
Нам ли, греть потехой муть кабаков,
Нам ли холить сытую спесь.
Наше дело - воля острых углов,
Мы, вообще, такие, какие есть.
Наличие в концерте "Вот так" никого не удивило, т.к. нельзя же составить двухчасовую программу исключительно из девяти песен с "Дурня". Разбавить их Кинчев решил подборкой тех боевиков, которые в наибольшей степени близки сегодняшнему мировоззрению музыканта: "Смутные дни", "Небо славян", "Ангел", "Работа", "Красное на чёрном", "Апрель"… Не обошла Алиса стороной прошлогодний альбом "Эксцесс", впервые в истории Алисы созданный при финансовой поддержке слушателей. Сказочный "Колобок" прекрасно вписался в концепцию вечера, став прологом к сыгранному чуть позже эпическому номеру "Дурак и Солнце".
За последние 4-5 лет все песни с "Дурня" изредка "всплывали" на концертах Алисы (преимущественно на летних выступлениях по заявкам "Ваш Наш выбор") за исключением "Пляса Сибири". Эту песню алисаманы не слышали живьём с конца 90-х годов. Под главный раритет концерта фанаты устроили массовый запал фаеров, шокировавший даже охрану "Stadium". Немного разрядила обстановку караоке-версия "Мамы", в которой первые два куплета и последний припев полностью спел зал.
Рассказав о "непростой работе – жить", Кинчев обратился к задорным рок-н-ролльным песням. В "Рок-н-ролл – это не работа" лидер Алисы вспомнил хулиганский куплет, потерянный при записи "Дурня" ("В голове две мысли, да и те прокисли…"), а на "Дайте каплю огня" гитарное соло сыграл соавтор песни – клавишник Дмитрий Парфёнов. Весёлую атмосферу в клубе продолжили создавать гимн "Всё это рок-н-ролл" и барабанное соло от Андрея Вдовиченко, на этот раз прозвучавшее с клавишной подложкой.
Финальная часть концерта получилась довольно спокойной. Здесь были и старейшая баллада с "Дурня" "Осеннее солнце", написанная в середине 80-х в память об умершем друге Кинчева и в первый раз изданная на альбоме "Шестой лесничий"; и главный шлягер Алисы "Трасса Е-95" в обновлённой аранжировке с замедленным ритмом, уже звучавшей 1,5 года назад на выступлении в Зелёном театре; и умиротворяющая "Кибитка", припевы которой в очередной раз пели зрители… Помочь с припевами Кинчев попросил и на "Синем дыме": "А то мне сложно!" Кончено, лидер Алисы лукавил – он и сам отлично справился с этой песней, хотя группа играет её на концертах крайне редко.
В бисовом блоке никаких сюрпризов не было. Вопреки надеждам услышать "Аккумулятор" и "Кто ты?", активно звучавших на выступлениях 1997 года, но не попавших на "Дурень" или другие студийные альбомы Алисы, Кинчев и Ко привычно закончили песнями "Левша" и "Фавор".
Из Москвы "табором по свету" Алиса отправится в Санкт-Петербург, где 12 мая в спортивном комплексе "Юбилейный" пройдёт аналогичный концерт к двадцатилетию альбома "Дурень". Далее же у группы намечены выступления на майских и летних open-air'ах по всей России. Тогда же Алиса, видимо, найдёт время и для традиционного московского концерта с программой "Ваш Наш выбор".
Точный трек-лист концерта:
1. Печать зверя *
2. Всё решено *
3. Вот так
4. Колобок
5. Пляс Сибири *
6. Мама *
7. Смутные дни
8. Небо славян
9. Ангел
10. Дурак и Солнце *
11. Работа
12. Рок-н-ролл – это не работа *
13. Дайте каплю огня
14. Всё это рок-н-ролл
+ барабанное соло
15. Красное на чёрном
16. Осеннее солнце *
17. Апрель
18. Трасса Е-95 *
19. Кибитка
20. Синий дым *
21. Левша
22. Фавор
(* - песни с юбилейного альбома "Дурень")
Санд, специально для rRock.ru
____________________________
отчёты о прошлых концертах группы Алиса:
18 декабря 2016 года - Клуб "YotaSpace"
11 ноября 2016 года - Клуб "Space Moscow"
5 марта 2016 года - Клуб "Stadium Live"
копирование полного текста или его фрагментов только с указанием автора отчёта и ссылки https://rrock.ru/news.rrock?id=58267